В таком случае
родителям стоит насторожиться, а не оправдывать его отказы "свободой выбора":
дескать, не надо давить, пусть делает то, что ему нравится.
В дошкольном и
младшем школьном возрасте (а речь сейчас именно о нем)
детям, как
правило, нравится то, что дается легко. А то, с чем у них трудности, кажется
скучным и вызывает стойкий отказ.
Позволите ребенку
идти по пути наименьшего сопротивления
- трудности так и не будут преодолены, что в дальнейшем
отразится
как на обучении,
так и на формировании личности.
Чаще всего дети
отказываются рисовать по следующим причинам:
- НЕДОРАЗВИТИЕ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Руки не слушаются, не получается правильно держать карандаш -
короче, никакого удовольствия, одна морока
с этим рисованием.
Без "адресной" помощи, т.е. развития моторики, трудности
будут только увеличиваться. В начальных классах, когда
учителя обращают повышенное внимание на почерк, письменные задания станут для
ребенка источником постоянного стресса. И учение, соответственно, превратится в
мучение. Поэтому развитием мелкой моторики следует заниматься загодя, благо в
последние годы появилось множество методических пособий, занимательных
прописей, раскрасок и прочих материалов для данной работы. Не мешает также
показать ребенка нейропсихологу и психоневрологу, поскольку недоразвитие моторики
может указывать на какое-то органическое поражение головного мозга,
неравномерное созревание мозговых зон и на прочие "отягчающие
обстоятельства", устранить (или хотя бы смягчить) которые без помощи
специалистов обычно не удается.
- БЕДНОСТЬ ФАНТАЗИИ. Это тесно связано и с ростом
задержек психического развития, и с тем, насколько ребенок успел за свою
недолгую жизнь
пристраститься к телевизору и компьютеру. Психологи в
нашей стране уже лет десять назад заговорили о том, что дети, НЕ смотрящие телевизор
и тем более,
НЕ играющие в
компьютерные игры, развиваются лучше.
Тогда, в середине
90-х, это казалось спорным. "Как же так? Ведь ребенок, наоборот, обогащает
свою фантазию множеством образов и сюжетов.
Да и игры бывают
разные, - рассуждали оппоненты. - Есть же не только "стрелялки", но и
развивающие..." Однако теперь споры, похоже, поутихли. Слишком уж явны
плоды такого "развития". Но даже если ребенок смотрит в большом
количестве не западные, а наши, хорошие и добрые мультики, это отрицательно влияет
на развитие его творческой фантазии. В памяти всплывают готовые зрительные
образы, заслоняя собой те картины, которые могли бы возникнуть в детском
воображении. Если это происходит часто (а "мультяшные" образы
красочные, эмоционально заряженные, быстро запоминающиеся), то мышление ребенка
становится заштампованным. Какой уж тут простор для фантазии? Для простоа нужно
освободить место: поменьше смотреть телевизор, побольше подпитывать ребенка
яркими, живыми впечатлениями, пробуждать у него интерес к чтению, к
сочинительству сказок, разнообразить ролевые игры.
На наших занятиях очень многие дети, дотоле наотрез
отказывавшиеся брать
в руки карандаш, "вдруг" начинают рисовать. А
ведь мы всего-то навсего привлекаем их к совместному придумыванию сказочных сценок.
Поистине,
ребенку порой нужен совсем небольшой толчок, чтобы
фантазия забила ключом.
- НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, БОЯЗНЬ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ.
Поскольку нынче
в моде раннее обучение, малыши нередко получают
эмоциональную травму,
не справившись с каким-то заданием или почувствовав
неодобрение педагога. Осознать свои переживания и тем более, внятно рассказать
о них они еще
не в состоянии, так что родители зачастую не подозревают
о происшедшем.
Но зато у ребенка появляется стойкая неприязнь к тому
виду деятельности,
в котором он потерпел фиаско.
Боясь совершить
ошибку, он отказывается повторять неудачный опыт.
И тут все зависит от взрослого. От его такта, терпения и
настойчивости.
Ободряя ребенка, помогая ему (а на первых порах, и
выполняя за него большую часть работы), взрослый может вывести малыша из
угнетенного состояния.
А может - если будет раздражаться, стыдить и сравнивать
его с более успешными детьми - усугубить чувство неполноценности. Я знаю
случаи, когда маме приходилось рисовать практически все.
Сын лишь после
долгих уговоров соглашался пририсовать рыбке хвостик.
А через пару месяцев рисовал сам уже не только рыбку, но
и птичку,
и мишку, и елку, и деда Мороза.
Как любое
творчество, рисование способно не только раскрыть внутренний мир ребенка, но и
повлиять на него. В этом, собственно говоря, суть любой арт-терапии. Настраивая
ребят на оптимистический лад, переключая их внимание с отрицательных
впечатлений на положительные, подсказывая новые идеи
и сюжеты рисунков, насыщая детскую фантазию светлыми,
чистыми образами, каждый родитель может стать домашним арт-терапевтом. И многие
дети получат психологическую помощь, в которой они так сейчас нуждаются,
без обращения к
специалистам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий