Роли социального
педагога в ДОУ
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ
выполняет различные социально-педагогические роли:
— роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и
государственными службами;
— роль защитника интересов и законных прав ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов
компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении
конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка
и способствует реабилитации семьи.
Функции социального
педагога в ДОУ
Социальный педагог:
— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и
социальной защите ребенка;
— изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия
жизни детей;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и
своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой,
специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы
решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной
помощи, реализации прав и свобод детей;
— способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в
социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и
безопасности;
— взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими,
специалистами социальных служб.
Направления
деятельности социального педагога в ДОУ
·
Работа по защите прав ребенка.
·
Работа по социальному развитию
личности ребенка.
·
Профилактика негативных явлений и
оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
·
Работа по активизации
воспитательного потенциала семьи.
·
Работа с родителями, не
выполняющими обязанности по отношению к детям.
·
Работа с родителями социально
опасных семей.
·
Работа с социально незащищенными
семьями.
·
Работа с ближайшим окружением.
·
Работа с социальными институтами.
Формы работы
социального педагога в ДОУ
С педагогами:
·
консультации;
·
анкетирование;
·
индивидуальные беседы;
·
семинары;
·
«круглые столы» с родителями.
С родителями:
·
анкетирование;
·
индивидуальные беседы;
·
посещения на дому;
·
«круглые столы»;
·
родительские собрания;
·
родительская гостиная.
С детьми:
·
интервьюирование;
·
занятия по правам ребенка;
·
театрализованные постановки по
защите прав ребенка;
·
организация экскурсий по
ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т.п.).
Взаимодействие с другими социальными общественными
структурами:
·
комиссия по делам
несовершеннолетних (КДН);
·
отдел по делам несовершеннолетних
(ОДН);
·
отдел опеки и попечительства
Муниципалитета;
·
детская поликлиника;
·
детская библиотека;
·
школа;
·
дома детского творчества;
·
психологические центры.
Функциональные
обязанности социального педагога ДОУ
— Планирование работы на выполнение Федерального закона РФ «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
и организация работы по реализации окружных программ «Социум», «Семья»,
«Образование и здоровье».
— Сбор и накопление информации о детях, нуждающихся в социальной защите.
— Изучение психолого-педагогических особенностей, отклонений в поведении детей,
оказание своевременной помощи и поддержки.
— Сбор информации о семьях и выявление социально опасных семей.
— Работа с социально опасными семьями.
— Изучение опыта работы, связанного с охраной прав детей и воспитанием.
— Работа с воспитателями по социальной адаптации детей.
— Обсуждение на педагогических советах вопросов, связанных с социальной
адаптацией детей.
— Проведение консультаций с родителями по вопросам социальной адаптации детей.
— Взаимодействие со всеми муниципальными и окружными структурами, занимающимися
социальной работой с детьми.
С чего начинается работа социального педагога
Работа социального педагога начинается со сбора данных для
социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется
информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки,
детской поликлиники и т.д.).
Социальный паспорт включает следующие разделы:
·
характеристика семей по количеству
детей в семье;
·
характеристика семей по уровню
дохода (на основе оценки своего дохода родителями);
·
характеристика семей по языку
общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не
владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);
·
характеристика семей по уровню
образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители
имеют ученую степень);
·
выделение в особую группу детей,
растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
·
выделение в особую группу детей с
особенностями в развитии;
·
выделение групп детей, растущих в
неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
·
выделение группы детей из семей
безработных;
·
выделение группы детей из семей
беженцев и вынужденных мигрантов;
·
выделение группы детей из семей
военнослужащих;
·
выделение группы детей, родители
которых находятся в местах заключения;
·
выделение группы детей, родители
которых являются студентами.
Каждая выделенная группа связана с возникновением или
существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле
зрения социального педагога.
Методические материалы
по теме «Нормативно-правовые документы и защита прав детей в дошкольных
образовательных учреждениях»
Семинар-практикум
для воспитателей ДОУ
Цель семинара — формирование знаний правовой культуры
педагогов по защите прав ребенка.
Проведенные в 1990-е годы реформы российского общества оказали
на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее
жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки,
не сумели адаптироваться к новым условиям жизни. Социально-экономические
трудности усугубились еще тем, что для многих родителей безвозвратно потеряны
ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания фактически снимала
ответственность с семьи за воспитание ребенка. Не получая квалифицированной
педагогической помощи, пользуясь стихийными источниками информации, они не в
состоянии справиться с трудностями в воспитании детей. Не зная, как вести себя
в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям,
запугивают и проявляют чрезмерную строгость и даже жестокость по отношению к
своим детям, большинство из них не придают значения переживаниям детей, не
стремятся установить их причину. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются
в защите и любви со стороны родных и близких, что уверенность в себе и в своих
возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются прежде
всего в семье. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь,
меняется психика: они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе
думают, иначе ведут себя. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в
атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Главной надеждой
семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые
должны стоять на защите прав и достоинства ребенка. Вопрос защиты ребенка от
всех форм насилия является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя
рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога.
Педагог — главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит
соблюдение прав детей как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от
жестокого обращения в семье.
Основные международные документы по защите прав детей:
1. «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году.
2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году.
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» —
принята ООН в 1990 году.
«Декларация прав ребенка» является первым международным
документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные
власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав
детей путем законодательных мер.
В десяти принципах Декларации отражены права детей:
·
на имя,
·
гражданство,
·
любовь,
·
понимание,
·
материальное обеспечение,
·
социальную защиту,
·
возможность получать образование,
·
развиваться физически,
·
нравственно,
·
духовно в условиях свободы и
достоинства.
Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен
своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения,
жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего
международного документа — «Конвенции о правах ребенка».
В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект,
требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права
человека:
·
воспитание и уважение к правам
человека и основным свободам;
·
воспитание и уважение к родителям
ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в
которой ребенок проживает;
·
подготовка ребенка к сознательной
жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия,
дружбы между народами.
Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в
том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых,
так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для отслеживания соблюдения
прав детей был создан Международный комитет по правам ребенка. Раз в 5 лет он
рассматривает доклады государств о принятых мерах по осуществлению положения
Конвенции. Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье
может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере
повлиять на соблюдение всех прав, которые касаются детей, в силу специфики дошкольного
учреждения не в состоянии. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и
защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:
·
право на охрану здоровья,
·
право на образование,
·
право участвовать в играх,
·
право на сохранение своей
индивидуальности,
·
право на защиту от всех форм
физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или
небрежного и грубого обращения.
«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для
разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.
Нормативно-правовые документы федерального и регионального
уровня:
·
Конституция РФ.
·
Согласно Конституции материнство,
детство и семья находятся под защитой государства.
·
Семейный кодекс РФ.
·
Закон «Об основных гарантиях и
правах ребенка в РФ».
·
Закон «Об образовании».
В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты
прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав
ребенка в семье и образовательных учреждениях. Типовым положением дошкольного
учреждения гарантируется право ребенка на защиту, охрану здоровья, образования
и развития. Отдельные права детей и обязанности родителей закреплены не только
в Конституции, но в Гражданском и Семейном кодексах. Кроме того, в России принят
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Семейный кодекс вступил в силу 1 апреля 1996 года. Он
регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен
правам и обязанностям родителей.
Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье,
знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на
воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его
человеческого достоинства.
Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими
родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой,
бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Ст. 56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка
родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства.
Ст. 63 — оговариваются права и обязанности родителей по
воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание,
здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка).
Защита прав и интересов детей, которая должна осуществляться в соответствии с
законами и интересами детей, возлагается на родителей. Для реализации прав и
законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, принят Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который выделяет особую категорию
детей:
·
дети-инвалиды;
·
дети — жертвы межнациональных
конфликтов;
·
дети с отклонением в поведении;
·
дети с ограниченными
возможностями.
Пункт 1 ст. 9 устанавливает абсолютный запрет на ущемление
прав ребенка в семье, в образовательных и других учреждениях.
Действия воспитателя в
случае выявления жестокого обращения с ребенком
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к
ребенку осуществляется насилие?
2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о
жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?
3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о
насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии
над ребенком?
Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и
психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях
эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение
правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение
взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите
прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения
эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Формы жестокого обращения с детьми:
·
физическое насилие (преднамеренное
нанесение физических повреждений ребенку);
·
сексуальное насилие (вовлечение
ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
·
психическое насилие
(периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка,
тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт
характера).
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в
словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство,
преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение
взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие,
вызывающее у ребенка психическую травму.
·
Пренебрежение нуждами ребенка
(заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате
которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его
здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьми
Физическое насилие:
·
боязнь физического контакта с
взрослыми;
·
стремление скрыть причину травм;
·
плаксивость, одиночество,
отсутствие друзей;
·
негативизм, агрессивность,
жестокое обращение с животными;
·
суицидальные попытки.
Сексуальное насилие:
·
ночные кошмары, страхи;
·
не свойственные возрасту знания о
сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
·
стремление полностью закрыть свое
тело;
·
депрессия, низкая самооценка.
Психическое насилие:
·
постоянно печальный вид, длительно
подавленное настроение;
·
различные соматические
заболевания;
·
беспокойство, тревожность,
нарушения сна;
·
агрессивность;
·
склонность к уединению, неумение
общаться;
·
задержка физического, умственного
развития;
·
плохая успеваемость;
·
нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):
·
задержка речевого и моторного
развития;
·
постоянный голод;
·
кража пищи;
·
требование ласки и внимания;
·
низкая самооценка, низкая
успеваемость;
·
агрессивность, импульсивность;
·
сонный вид и утомленность;
·
санитарно-гигиеническая
запущенность;
·
отставание в физическом развитии;
·
часто вялотекущая заболеваемость;
·
антиобщественное поведение,
вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
·
создание доверительно-делового
контакта с родителями;
·
участие родителей в работе
дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
·
изучение семьи (беседы,
анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности,
наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема,
сюжетно-ролевых игр).
Действия воспитателя в случае жестокого обращения с
ребенком:
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во
власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в
себе.
Признаки:
·
ребенок плохо развивается, его
психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
·
ребенок неухожен, неопрятен, плохо
пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя
ведет;
·
ребенок часто переходит от
спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
·
у ребенка проблемы с обучением в
связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
·
ребенок проявляет отрицательные
отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений,
ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
·
ребенок жалуется на недомогание:
головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
·
ребенок испытывает враждебность
или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или
матери;
·
ребенок проявляет сильную реакцию
испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
·
ребенок судорожно реагирует на
поднятую руку;
·
ребенок чрезмерно стремится к
одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми,
гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
·
ребенок демонстрирует не
соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется
вопросами секса;
·
ребенок рассказывает о случаях
насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими
детьми;
·
у ребенка проблема со сном, боязнь
темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут
свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и
сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться
завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на
вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в
беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам
рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
·
похвалить ребенка за то, что он
доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его
проблеме;
·
проявить понимание к чувствам вины
и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
·
объяснить ему, что существует
возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его
интересах;
·
держать обещание сохранения тайны
до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком
положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять
некоторые меры.
Нельзя:
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение,
отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто
эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу
ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны
обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу,
руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то
тогда нужно:
·
реагировать как можно более
нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
·
оградить ребенка от реакции других
детей;
·
уделить ребенку максимум внимания;
·
дать понять, что проблему можно
решить.
В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых
не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и
сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и
медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить
все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал
жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого
жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и
советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский
адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).
P.S. К семинару
социальный педагог должен иметь номера необходимых телефонов и адреса, которыми
в случае необходимости смогут воспользоваться воспитатели. Список можно хранить
в методическом кабинете, можно вывесить на доску объявлений. Можно выдать в
виде памятки на руки педагогам.
Дошкольное детство — это период, когда формируется личность.
Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и
педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные
проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в
будущем.
ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ
ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Новый взгляд на
проблему
Защита детей от жестокого обращения — одна из важнейших
функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе — важнейшая задача
социального педагога дошкольного учреждения.
Маленький ребенок, как правило, сталкивается с жестоким
обращением в семье. (Реже — на улице.) Поэтому своевременное выявление случаев
жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ним,
но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень
часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение
родителей родительских прав.
Иными словами, это возможность предотвратить появление еще
одного социального сироты — малыша, оставшегося без родителей.
«Чаще всего от психологического и физического насилия страдают
дети, живущие в неблагополучных семьях, — отметил Президент Российской
Федерации Дмитрий Медведев, выступая на совещании по вопросам борьбы с
преступлениями против детей 16 мая 2009 года. — По различным оценкам, у нас
выявляется не меньше 100 тысяч таких семей в год. Дети, растущие в таких
семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся
жертвами преступлений, а зачастую сами совершают преступления».
Работа с неблагополучной семьей должна сегодня оказаться в
центре внимания социальных служб. Значимость такой работы должны понимать и
социальные педагоги детских садов.
Необходимо сформулировать новые принципы взаимодействия с
такими семьями и выработать новые механизмы защиты детей, проживающих в таких
семьях.
Для начала определим, какую семью мы считаем семьей группы
риска по социальному сиротству. Семьи группы риска — это семьи, в которых
пренебрегают нуждами ребенка. Это семьи, в которых ребенок может стать
свидетелем насилия по отношению к близким или в которых с ним самим могут
жестоко обращаться. Иными словами, это семьи, в которых ребенку плохо и опасно
жить.
Согласно такому определению, семьи группы риска могут быть
совершенно разными по социальному составу, достатку и состоянию здоровья. Но в
российской системе социальной защиты, к сожалению, до сих пор главенствует
категориальный подход: «Эта семья — из категории малоимущих. Эта семья — из
категории безработных. Эта — из категории семей, имеющих ребенка-инвалида».
Деление на категории лежит в основе составления социального паспорта
образовательных учреждений и в организации социального обслуживания семьи:
семья такой-то категории получает право на такие-то льготы, пособия, услуги и
т.д.
Но при таком подходе из поля зрения социальных служб
совершенно выпадают семьи, которые мы можем отнести к категории семей группы
риска по социальному сиротству.
В некоторых семьях с небольшим достатком, в малоимущих семьях могут
пренебрегать нуждами детей. Однако это не означает, что все бедные родители
плохо относятся к своим детям и все малоимущие семьи являются семьями группы
риска по социальному сиротству. Мы не можем отнести к группе риска всю
категорию таких семей. В результате мы можем потерять из виду семьи, в
которых существует угроза здоровью и жизни ребенка.
Категориальный подход для защиты детей от жестокого обращения,
для предотвращения социального сиротства оказывается неэффективным.
Необходимо, чтобы на смену ему пришел индивидуальный
подход.
В чем принципиальное отличие индивидуального подхода от
категориального?
Социальные службы должны научиться диагностировать каждый
отдельный случай жестокого или плохого обращения с ребенком и выстраивать план
работы с семьей, необходимый именно в данном, конкретном случае.
Крайне важным является выявление семейного неблагополучия на
ранних этапах кризиса и использование новой технологии сопровождения такой
семьи — технологии работы со случаем. Эта технология во многих случаях
позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую
помощь и предотвратить изъятие ребенка из семьи.
Основанием для диагностической работы и последующих действий
по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той
или иной категории, а сигнал, поступающий от общественных организаций,
учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих
конкретного ребенка в его реальной жизни. Например, воспитательница детского
сада или медсестра может заметить синяки у малыша. Соседи могут стать
свидетелями запугивания или плохого обращения с ребенком.
Социальный педагог в ДОУ в случаях с детьми дошкольного
возраста может стать той самой «начальной инстанцией», куда поступает подобный
сигнал.
Он, по своему статусу и профессиональному положению, должен
обладать необходимыми адресами и телефонами, позволяющими ему передать «сигнал»
дальше — в те инстанции, которые способны вмешаться в судьбу ребенка и его семьи.
Если социальный педагог участвует в отработке путей, по
которым движется сигнал о плохом обращении с ребенком, если он умело и
своевременно взаимодействует с различными организациями, отвечающими за работу
с неблагополучными семьями, он вносит личный вклад в инновационный процесс по
развитию индивидуального подхода при организации социальной защиты детей.