Информация

воскресенье, 2 марта 2014 г.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ РИСОВАТЬ. . .





 В таком случае родителям стоит насторожиться, а не оправдывать его отказы "свободой выбора": дескать, не надо давить, пусть делает то, что ему нравится.
 В дошкольном и младшем школьном возрасте (а речь сейчас именно о нем)
 детям, как правило, нравится то, что дается легко. А то, с чем у них трудности, кажется скучным и вызывает стойкий отказ.


 Позволите ребенку идти по пути наименьшего сопротивления
- трудности так и не будут преодолены, что в дальнейшем отразится
 как на обучении, так и на формировании личности.

 Чаще всего дети отказываются рисовать по следующим причинам:

 - НЕДОРАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Руки не слушаются, не получается правильно держать карандаш - короче, никакого удовольствия, одна морока
 с этим рисованием. Без "адресной" помощи, т.е. развития моторики, трудности
будут только увеличиваться. В начальных классах, когда учителя обращают повышенное внимание на почерк, письменные задания станут для ребенка источником постоянного стресса. И учение, соответственно, превратится в мучение. Поэтому развитием мелкой моторики следует заниматься загодя, благо в последние годы появилось множество методических пособий, занимательных прописей, раскрасок и прочих материалов для данной работы. Не мешает также показать ребенка нейропсихологу и психоневрологу, поскольку недоразвитие моторики может указывать на какое-то органическое поражение головного мозга, неравномерное созревание мозговых зон и на прочие "отягчающие обстоятельства", устранить (или хотя бы смягчить) которые без помощи специалистов обычно не удается.

- БЕДНОСТЬ ФАНТАЗИИ. Это тесно связано и с ростом задержек психического развития, и с тем, насколько ребенок успел за свою недолгую жизнь
пристраститься к телевизору и компьютеру. Психологи в нашей стране уже лет десять назад заговорили о том, что дети, НЕ смотрящие телевизор и тем более,
 НЕ играющие в компьютерные игры, развиваются лучше.

 Тогда, в середине 90-х, это казалось спорным. "Как же так? Ведь ребенок, наоборот, обогащает свою фантазию множеством образов и сюжетов.
 Да и игры бывают разные, - рассуждали оппоненты. - Есть же не только "стрелялки", но и развивающие..." Однако теперь споры, похоже, поутихли. Слишком уж явны плоды такого "развития". Но даже если ребенок смотрит в большом количестве не западные, а наши, хорошие и добрые мультики, это отрицательно влияет на развитие его творческой фантазии. В памяти всплывают готовые зрительные образы, заслоняя собой те картины, которые могли бы возникнуть в детском воображении. Если это происходит часто (а "мультяшные" образы красочные, эмоционально заряженные, быстро запоминающиеся), то мышление ребенка становится заштампованным. Какой уж тут простор для фантазии? Для простоа нужно освободить место: поменьше смотреть телевизор, побольше подпитывать ребенка яркими, живыми впечатлениями, пробуждать у него интерес к чтению, к сочинительству сказок, разнообразить ролевые игры.
На наших занятиях очень многие дети, дотоле наотрез отказывавшиеся брать
в руки карандаш, "вдруг" начинают рисовать. А ведь мы всего-то навсего привлекаем их к совместному придумыванию сказочных сценок. Поистине,
ребенку порой нужен совсем небольшой толчок, чтобы фантазия забила ключом.

- НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, БОЯЗНЬ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ. Поскольку нынче
в моде раннее обучение, малыши нередко получают эмоциональную травму,
не справившись с каким-то заданием или почувствовав неодобрение педагога. Осознать свои переживания и тем более, внятно рассказать о них они еще
не в состоянии, так что родители зачастую не подозревают о происшедшем.
Но зато у ребенка появляется стойкая неприязнь к тому виду деятельности,
в котором он потерпел фиаско.

 Боясь совершить ошибку, он отказывается повторять неудачный опыт.
И тут все зависит от взрослого. От его такта, терпения и настойчивости.
Ободряя ребенка, помогая ему (а на первых порах, и выполняя за него большую часть работы), взрослый может вывести малыша из угнетенного состояния.
А может - если будет раздражаться, стыдить и сравнивать его с более успешными детьми - усугубить чувство неполноценности. Я знаю случаи, когда маме приходилось рисовать практически все.

 Сын лишь после долгих уговоров соглашался пририсовать рыбке хвостик.
А через пару месяцев рисовал сам уже не только рыбку, но и птичку,
и мишку, и елку, и деда Мороза.

 Как любое творчество, рисование способно не только раскрыть внутренний мир ребенка, но и повлиять на него. В этом, собственно говоря, суть любой арт-терапии. Настраивая ребят на оптимистический лад, переключая их внимание с отрицательных впечатлений на положительные, подсказывая новые идеи
и сюжеты рисунков, насыщая детскую фантазию светлыми, чистыми образами, каждый родитель может стать домашним арт-терапевтом. И многие дети получат психологическую помощь, в которой они так сейчас нуждаются,
 без обращения к специалистам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий