Информация

понедельник, 3 марта 2014 г.

КАК ЗАЩИТИТЬ ДЕТЕЙ?




В ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что его неотъемлемым правом яв­ляется право на жизнь и государство долж­но обеспечить в "максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка".
Ряд статей Конвенции указывают на необ­ходимость гарантирования защиты ребенка от насилия и эксплуатации. Так, признается право ребенка на защиту "от экономической эксплуатации и от выполнения любой рабо­ты, которая может представлять опасность для его здоровья" (ст. 32); "от всех форм сек­суальной эксплуатации и сексуального со­вращения"            (ст. 34); "от форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосо­стояния ребенка" (ст. 36). В этом документе говорится о необходимости принятия всех мер для предотвращения "жестоких, бесче­ловечных или унижающих достоинство ви­дов обращения и наказания" (ст. 37).

Особое место в Конвенции уделяется обеспечению безопасных условий жизни в семье, ведь семья - это та среда, в которой больше всего находится растущий человек. Этому посвящена ст. 19: "Все государства-участники принимают все необходимые за­конодательные, административные, социаль­ные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или пси­хического насилия, оскорбления или злоупо­требления, отсутствия заботы или небрежно­го обращения, грубого обращения или экс­плуатации, включая сексуальное злоупотреб­ление, со стороны родителей, законных опе­кунов или любого другого лица, заботящего­ся о ребенке".
Что же понимается под физическим и пси­хическим насилием, а также моральной жес­токостью? Как можно выявить такое неправоправное отношение к ребенку?
Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребен­ку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вы­звать серьезные (требующие медицинской
помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.
Внешний вид ребенка и характер травм:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) различную степень давности (свежие или; заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Психическое состояние и поведение ребенка:
возраст 1,5-3 года
- боязнь взрослых;
- редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности;
возраст 3 года - 6 лет
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- пассивная реакция на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне  копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- жестокое отношение к животным;
- лживость, воровство;
- склонность к поджогам.

Поведение родителей или попечителей
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;
- несвоевременное обращение за медицинской помощью;
- инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- неадекватность реакции на тяжесть по­вреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- невнимание, отсутствие ласки и эмоцио­нальной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
- рассказы о том, как их наказывали в дет­стве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоян­ное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие лич­ности ребенка.
К этой форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная кри­тика ребенка;
- оскорбление и унижение его достоинст­ва;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического наси­лия;
- преднамеренная физическая или соци­альная изоляция ребенка;
- предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможно­стям ребенка;
-ложь и невыполнение взрослыми обеща­ний;
- однократное грубое психическое воз­действие, вызвавшее у ребенка психическую травму,    
Существует ряд признаков, позволяю­щих заподозрить применение эмоцио­нального насилия.
Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергичес­кая патология).
Поведение ребенка:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискиваю­щее, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отноше­ния с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.
Поведение взрослых:
- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или пуб­личное унижение ребенка;
- постоянное чрезмерно критичное отно­шение к нему;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственнос­ти за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или не­нависти к ребенку.
Пренебрежение нуждами ребенка (мо­ральная жестокость) - отсутствие со сторо­ны родителей или лиц, их заменяющих, эле­ментарной заботы о ребенке, в результате че­го нарушается его эмоциональное состояние - и появляется угроза его здоровью или разви­тию.
Причины неудовлетворения основных по­требностей ребенка:
- отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая от­каз от лечения со стороны взрослого;
- отсутствие должного внимания или за­боты, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
- нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, нарко­тиков.
Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родите­лей или стихийных бедствий и социальных потрясений.
Заброшенными могут оказаться дети, про­живающие не только в семье, но и находящи­еся на государственном попечении.
Особенности внешнего вида, клиничес­кие симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка - признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интере­сам:
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (на­пример, во время пребывания в больнице или приюте);
- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- задержка речевого и моторного разви­тия, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
- мастурбация;
- частые вялотекущие и хронические ин­фекционные болезни;
- многократная госпитализация в отделе­ния неотложной скорой помощи;
- повторные случайные травмы или отрав­ления;
- постоянный голод и (или) жажда;
- кража пищи;
- стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к се­бе внимание взрослых;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия;
- агрессивность и импульсивность;
- деликвентное (антиобщественное) по­ведение, вплоть до вандализма;
- неумение общаться с людьми, дружить;
- неразборчивое дружелюбие;
- регрессивное поведение;
- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
- низкая самооценка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий