Информация

суббота, 1 февраля 2014 г.

Рекомендации психолога родителям по развитию познавательной сферы детей


Внимание1 . В каждое занятие включайте упражнения , игры на развитие внимания , широко представлены в литературе для педагогов и родителей.2 . Включайте в занятия задачи, требующие длительного сосредоточения : нарисовать город , построить сложный городов , прослушать и пересказать сказку т.п. .3 . Чаще предлагайте детям , особенно с низким показателем развития внимания , упражнения: в газете , в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы « а » , стараясь не пропускать их ( задачи постепенно можно усложнить , попросив ребенка зачеркнуть все буквы « а » , обвести в кружочек все буквы «к» , подчеркнуть все буквы «о» ) .4 . Используйте дидактические игры с четко выраженными правилам.5 . Регулярно включайте детей в выполнение задач по предварительно разработанному плану действий : можно выполнять здания из конструкторов , рисунки , орнаменты , аппликации, поделки , форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы .6 . Тренируйте детей в пересказе рассказов , сказок по схематическим планом , составленным вами.7 . Предлагайте детям : повторять слова , цифры , предложения , сказанные вами ; незаконченные фразы , которые нужно закончить ; вопросы, на которые необходимо ответить , поощряя тех детей , кто старается чаще отвечать на них .8 . Учите сравнивать , анализировать образец и результаты своей или чужой работы , находить и исправлять ошибки.9 . На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать , выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого , быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать , останавливаться , шагать т.п. .10 . Периодическое переключение с одного вида работы на другой , многогранная структура занятия , активная познавательная деятельность , формирование операций контроля и самоконтроля - такой подход сделает занятия увлекательными для детей , что само по себе будет способствовать организации их внимания.память1 . Объясняя детям новый материал и повторяя пройденный , сочетайте словесное объяснение с наглядностью или с изображением тех предметов или явлений , о которых идет речь, используйте рисунки , таблицы , схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью ) .2 . К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух , но и на другие органы чувств (зрение , обоняние, осязание ) .3 . Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания , умения: анализировать , выделять в предметах связи , признаки , сравнивать предметы и явления между собой , находить в них сходства и различия ; осуществлять обобщение , сочетать различные предметы по каким-то общим признакам ; классифицировать предметы и явления на основе обобщения , устанавливать смысловые связи между предлагаемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.4 . Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие .Мышление . речьМыслительный процесс состоит из ряда операций . Самые распространенные из них - анализ , синтез , аналогия , сравнение, обобщение , классификация . Чаще большинство из них не осознаются. Поэтому для того , чтобы ребенок активно владел умственными операциями , их надо выделить , довести до уровня осознания и специально научить .1 . Включайте в занятия задания на : сравнение пары предметов или явлений - нахождение сходства и различий между ними; классификацию , обобщение различных предметов по общим признакам ; нахождение « лишнего» слова или изображения , не связанного общим признаком с другими составление целого из частей ( разрезные картинки ) последовательное разложение картинок и составление рассказа по ним; осознание закономерностей ( рассмотреть орнамент , узор , продолжить ¬ жить его ) задания на сообразительность , логические рассуждения и т.п. .2 . Занятия по рисованию, лепке , изготовлению различных изделий должны не только включать копирования образца и отработки отдельных графических навыков , но и развивать умение планомерно исследовать предметы , фантазировать , представлять .3 . Расширяйте кругозор детей , их основные представления о природных , социальные явления , накапливайте у детей знания и впечатления , обсуждая с ними прочитанных книг , анализируя поведение людей.4 . С целью развития речи: после чтения вслух сказок , рассказов , просите детей пересказать услышанное , ответить на вопрос , поставить свои ; развивайте у детей умение строить рассказ по картинке , по плану , по теме ; помогайте детям судить , соображения , делать умозаключения ; учите детей доказывать свое мнение , выражать ее .На занятии должен звучать не монолог воспитателя , а диалог с ребенком или группой детей .Мелкая моторикаРазвитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-то упражнения : катать по очереди каждым пальцем камешки , мелкие бусинки , шарики ; разминать пальцами пластилин ; сжимать и разжимать кулачки , при этом можно воображать, будто кулачок - бутон цветка (утром он проснулся и раскрылся , а вечером заснул - закрылся , спрятался ) делать мягкие кулачки , которые можно легко разжать и в которые взрослый может продвинуть свои пальцы , и крепкие , не разожмите ; двумя пальцами руки ( указательным и средним) « ходить» по столу : сначала медленно , будто кто-то крадется , а затем быстро , будто бежать (упражнение проводится сначала правой , а затем левой рукой) , показывать отдельно только один палец - указательный , затем два - указательный и средний , далее три , четыре и пять , показывать только один большой палец отдельно ; барабанить всеми пальцами обеих рук по столу ; махать в воздухе только пальцами ; кистями рук делать « фонарики» ; хлопать тихо и громко в разном темпе ; собирать все пальчики в пучке ; нанизывать крупные пуговицы , бусины , шарики на нить ; наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку , на собственный палец ; завязывать узлы на толстой веревке , шнуровке ; застегивать пуговицы , крючки , молнии , кнопки , замочки , закручивать крышки , заводить механические игрушки ключиком .Полезны такие виды деятельности , как изобразительная , конструктивная .

Комментариев нет:

Отправить комментарий